Как определить хорошего специалиста – иппотерапевта,
и правильно выбрать иппоцентр ?
Руководитель иппоцетра «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН»
Симарова Елена, г. Николаев, Украина
За последние сорок лет иппотерапия получила признание как высокоэффективный метод реабилитации и социальной адаптации инвалидов более чем в сорока странах мира.
Уникальность и универсальность иппотерапии заключается в одновременном воздействии на двигательную, чувственную, психическую и социальную сферы. Это метод многопрофильной реабилитации.
Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду как один из методов лечения, реабилитации и адаптации, очень широк.
Люди, столкнувшиеся с проблемой появления в семье ребенка с особыми потребностями, ищут любую возможность помочь своему ребенку. Зачастую обращаются к нетрадиционным методам реабилитации, среди них и анималотерапия, в которой на первом месте стоит иппотерапия.
Сейчас в Украине сложилась ситуация, что иппотерапией занимаются многие, у кого есть лошадь, при этом смело называют «катания» на лошади -иппотерапией, а коновода – «иппотерапевтом».Обращаясь в первый попавшийся конный клуб или к частным лицам, которые содержат лошадей, за помощью, родители не подозревают, какой опасности подвергают своих детей во время такого «иппотерапевтического катания». Занятия, проводимые без элементарного понятия о специфике заболеваний, человеческой анатомии, психологии, физиологии и биомеханике лошади, без соблюдения правил техники безопасности, могут принести не так долго ожидаемую пользу, а нанести вред здоровью ребенка.
Вы должны запомнить, что главное правило любого лечения, в том числе и иппотерапии - это золотое правило Гиппократа – НЕ НАВРЕДИ!
Итак, с чего начать?
Если Вы решили начать занятия по иппотерапии для себя или для ребенка то, прежде всего, необходимо выбрать иппоцентр (базу, клуб и т.д.) с хорошей репутацией. Для начала проведите самостоятельное мини-исследование, почитайте отзывы об иппоцентре и иппотерапевтах на форумах, пообщайтесь с людьми, которые уже проходили занятия по иппотерапии в этом иппоцентре, попроситесь посмотреть, как проходит занятие, пообщайтесь с инструкторами, проведите пробное занятие.
Не бросайтесь сразу начинать занятия, ведь сделать вред очень легко, а восстанавливать ребенка будет очень трудно.
Вначале поговорите с специалистом - иппотерапевтом.
На что стоит обратить особое внимание при беседе с иппотерапевтом ?:
• Внешний вид: имеет ли инструктор чистый и опрятный вид, аккуратно ли он одет?
• Речевые способности: может ли он четко, приятно и громко давать команды?
• Общение: может ли инструктор устанавливать хорошие отношения с детьми, родителями, помощником инструктора?
• Особенности характера: является ли инструктор инициативным, энергичным, чутким, терпеливым и может ли быть требовательным, не теряя при этом чувство юмора, а его команды уважения?
• Соблюдается ли первичность принципа безопасности в подходе инструктора к работе и проведении занятий?
• Учитываются ли возрастные особенности ребенка при проведении занятий (Френ Джосвик)
Помните, что Вам и Вашему ребенку придется на протяжении долгого времени плотно взаимодействовать с иппотерапевтом в процессе реабилитации, и от его профессионализма и личных качеств будет во многом зависеть результат.
Что важно спросить при предварительном разговоре с иппотерапевтом?
• Кратко изложите диагноз, и спросите, работает ли иппотерапевт с такой проблемой.
• Что нужно для того, чтобы приступить к занятиям.
• Продолжительность одного занятия, курса.
• На что будут направлены занятия, в какой форме они будут проходить.
• Какое образование имеет иппотерапевт.
• Какой опыт работы.
• Обладает ли сам иппотерапевт навыками верховой езды.
Главное не стесняйтесь задавать вопросы! Чем больше правильных вопросов Вы зададите, тем серьезней иппотерапевт отнесется к занятиям с Вами, а Вам это поможет сделать правильный выбор.
Что можно понять из предварительного разговора?
• Какое образование имеет иппотерапевт:
У человека, занимающегося иппотеарпией, обязательно должно быть образование (наилучший вариант, если у иппотерапевта высшее медицинское, психологическое или педагогическое образование), а также обязательно должно быть наличие документа о прохождении обучения по методу иппотерапия.(соответствующий сертификат, диплом)
Сегодня получить специальное образование можно только за границей: в Грузии на кафедре райттерапии в Тбилисской медицинской академии, России «Московский конноспортивный клуб инвалидов», Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» Санкт-Петербург, в Латвийской Ассоциации райттерапии. Также качественное обучение можно пройти непосредственно в Англии и Франции, Польше, где готовят врачей-иппотерапевтов.
Иппотерапевт, прошедший специальное обучение, должен хорошо управлять лошадью, знать о мерах безопасности, обладать практическим опытом в данной области. Чем глубже его знания основ, натренированность и способность оценивать и анализировать движение, тем выше уровень лечения.
• Какой опыт работы иппотерапевта.
В данном случае опыт работы имеет большое значение, поскольку, чем больше было проведено иппотерапевтом занятий с различными нозологиями, тем эффективней и качественней он сможет подобрать индивидуальную программу для ребенка, т.к. метод проб и ошибок при работе с особыми детьми недопустим. Чем искуснее становится иппотерапевт в понимании специфики иппотерапии, тем квалифицированнее становится иппотерапевтическое лечение.
• Обладает ли сам иппотерапевт навыками верховой езды.
Многие специалисты, не имеющие опыта работы с лошадьми или имеющие поверхностные знания, могут понять теоретические принципы использования лошади в терапевтическом процессе, но есть огромная разница между теоретическим пониманием и способностью применять их на практике.(Джэн Спинк).
Все иппотерапевты обязаны хотя бы на среднем уровне уметь ездить верхом в седле и без седла во всех аллюрах- шаге, рыси и галопе, уметь сидеть позади пациента на лошади – «езда вдвоем», и уметь обращаться с лошадью.
Иппотерапевт, не имеющий навыков верховой езды, не может подобрать упражнения, которые будут максимально эффективны на занятиях.
• Что нужно для того, чтобы приступить к занятиям?
Если на этот вопрос Вам в иппоцентре Вам ответят – просто приходите на занятия, то пусть это Вас насторожит.
Чтобы приступить к занятиям, Вы должны посоветоваться с лечащим врачом о допустимой для ребенка физической нагрузке, возможно, взять рекомендации, на что обратить внимание во время проведения иппотерапевтических занятий, наконец, взять направление от лечащего врача, о том, что ребенку рекомендована иппотерапия.
Необходимо также принести иппотерапевту историю болезни ребенка, рентгенограммы. Специалист- иппотерапевт точно должен знать диагноз и особенности протекания болезни, и к тому же курс иппотерапии не должен идти вразрез с курсом реабилитации ребенка, а наоборот должен быть симбиоз коррекционных программ..
Иппотерапевт -специалист обязательно изучит диагноз, историю болезни, попросит принести направление, и составит для Вас индивидуальную программу реабилитации с учетом показаний и противопоказаний к занятиям ипотерапии . Только после этого Вас пригласят на занятия.
Перед тем, как договориться о проведении пробного занятия.
Когда Вы приехали в иппоцентр, обратите особое внимание на лошадей, которые работают с детьми, внимательно понаблюдайте, как идут занятия, как выглядят животные. Если вы всем довольны, тогда договаривайтесь о пробном занятии.
Лошадь для иппотерапии
Лошадь для иппотерапии должна быть специально подготовлена для этой цели. Она должна быть здорова физически и психически, уравновешена, спокойна, небоязлива, послушна и доверчива к человеку. Должна пройти соответствующий тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми спокойными постоями, с усиленной активностью всадника, с разнообразным неспокойным поведением. Должна быть опытной и немолодой. Оптимальный возраст лошади не моложе 5 лет и не старше 20 лет.
Высота должна давать возможность эффективной страховки. В среднем – 145-165см в холке.. Ход должен быть ритмичный, эластичный, пружинистый, продуктивный.( Пони, по своим физиологическим особенностям, для иппотерапии не подходят)
Лошадь работающая в ипптерапии, должна быть абсолютно здорова! Запрещено использовать в иппотерапии лошадей переживших тяжелые психические травмы - такие лошади сами требуют терапии и не могут быть полноценными терапевтами для наших пациентов.(Елена Прушинская)
От физического и психического здоровья лошади зависит вся реабилитация.
Как определить, здорова ли лошадь?
Обратите внимание на следующие характеристики здоровой лошади:
• Упитанность – первый знак правильного ухода.
• Блестящая шерсть без потертостей и залысин.
• Правильная походка (лошадь не должна хромать, шаг должен быть равномерным)
• Ухоженность (лошадь чисто вычищена, без резкого, неприятного запаха)
• Хвост должен быть расчесанным, красивым, ухоженным и чистым ( облезлый, клочковатый хвост, а также потертости шерсти вокруг него указывают на заражение глистами)
• У лошади хороший аппетит (если лошадь ест неохотно, у нее угнетенный вид, значит, она плохо себя чувствует).
• Лошадь проявляет интерес к окружающему.
• Добронравна.
Обратите внимание, в каких условиях содержится и как работает иппотерапевтическая лошадь.
1. Должны быть чистые стойла. В них достаточно места для движения (ведь любая лошадь станет раздражительной, если ее долго содержать в тесноте)
2. Спросите, сколько часов в день работает лошадь? Лошадь, используемая в занятиях по иппотерапии должна заниматься в день не более 4 часов с перерывом.(2 часа, перерыв, 2 часа работы, отдых, выгул)
3. Лошадь должна работать только на иппотерапевтических занятиях, ни в коем случае одновременно она не должна использоваться для проката, за исключением случаев, когда лошадью управляет опытный всадник. Использование иппотерапевтической лошади в прокате неопытными и начинающими всадниками грозит нервным срывом на занятии.
4. Недопустимо проведение лечебной верховой езды, без предварительной подготовки лошади к занятиям, если она стояла в течении двух-трех дней. (Ионатамишвили Нина)
Использование лошадей по половым характеристикам.
Для иппотерапевтических занятий идеально подходят мерины, вопросы использования кобыл, а особенно жеребцов, должны решаться индивидуально сотрудниками иппоцентра, в зависимости от индивидуальных и «личностных» особенностей лошадей.
Хотя надо знать, что из-за гормональных изменений, происходящих во время природных циклов, у многих кобыл могут появляться нежелательные изменения в поведении. Это может проявляться в резкой смене настроения, угрюмости, раздражительности, и нетерпимости.(Джосвик Фрэн).
При нахождении вблизи от других лошадей они могут начать ржать, (что иногда очень пугает детей), лягаться и брыкаться. В такие периоды лучше воздержаться в использовании кобылы на занятиях.
Наличие жеребцов в конюшне может оказать отрицательное воздействие на остальных лошадей, особенно кобыл.
Ознакомительное занятие
Во время ознакомительного занятия обратите особое внимание:
• Как организована и выполняется техника безопасности?
Несоблюдение техники безопасности на занятиях ставит под угрозу здоровье и безопасность ребенка и других участников иппотерапевтической группы. Занятия должны проводиться в безопасном спокойном месте, огражденном, с мягким грунтом. Хорошо, когда можно использовать естественный рельеф местности- горки, наклонности. В зимнее время работать следует в крытом манеже. Манеж должен всегда быть закрыт для случайных посетителей и собак. Во время занятия в нем нельзя заниматься верховой ездой или прокатом. Обстановка должна быть как можно более спокойной. В интересах пациента занятия не должны проводиться публично.
Обязательно использование каски для верховой езды.
• Как организовано само занятие?
Обратите внимание, как садят ребенка, как производится страховка, как ведет себя помощник иппотерапевта (коневод), как ведет себя лошадь.
Иппотерапевтическое занятие должно быть разбито на части, где есть разминка, основная часть, игры и завершающая часть. Иппотерапия является формой индивидуальной терапии, это означает, что терапевт проводит занятие одновременно только с одним пациентом. Исключением является психопедагогическая вольтижировка и психопедагогическая групповая верховая езда.
В иппотентре должен быть специальный помост для посадки пациентов на коня, лучше всего со ступеньками и подъездом с поручнем для инвалидных колясок одновременно.
Ассистент иппотерапевта – коневод.
Особое внимание мы хотели бы уделить помощнику иппотерапевта- коневоду. От работы ассистента зависит выполнения плана занятий иппотерапи. Он должен быть надежным, очень ответственным и опытным в обращении с лошадью. Отвечая за движение лошади во время занятия, ассистент должен контролировать ее во время того, как пациент садится в седло и спешивается, когда пациент едет на лошади и когда животное стоит, при смене аллюра и скорости, когда меняется направление движения и при выполнении упражнений на лошади. Ассистент также должен быть способен, по возможности, предотвращать рисковые ситуации, должен оценивать обстановку, действовать быстро и адекватно. Чем больше его опыт в управлении лошадью, в частности, вверенной ему иппотерапевтической лошади, тем успешнее будет его взаимодействие с иппотерапевтом и пациентом.
Если коневод не заинтересован происходящим на занятии, то процесс реабилитации не может быть эффективным и безопасным. На протяжении всего лечебного курса коневод, лошадь, пациент и иппотерапевт должны относиться к действиям друг друга доброжелательно и гармонично. Чем интенсивнее такое общение, тем успешнее иппотерапия. (Ингрид Штраус)
Если ребенок не хочет садиться на лошадь?
Перед ребенком стоит задача - преодолеть страх перед огромным существом. Будущий всадник может кричать и сопротивляться, отказываясь подходить к лошади, садиться. Опытный иппотерапевт никогда насильно не посадит ребенка, не выяснив причину. Инструктору необходимо четко ориентироваться, это страх или демонстрация характера, упрямство. Выяснив истинную причину, в большинстве случаев ребенка удается уговорить, заинтересовать. Главное здесь не спешить, ведь от первого контакта будет зависеть весь дальнейший процесс. В особых случаях, при сильном страхе рекомендуется приезжать в иппоцентр несколько раз, понемногу уменьшая дистанцию с объектом страха. Обратите внимание, как иппотерапевт разговаривает с ребенком, потому что от эмпатии зависит результат реабилитации, очень важным также есть доверительный контакт с ребенком на первых встречах.
Участие одного из родителей как ассистента – иппотерапевта на занятиях.
С одним пациентом, в зависимости от диагноза и степени тяжести заболевания, при одном коне должно работать минимум два человека - иппотерапевт и помощник – коневод. При проведении занятия с пациентом со слабым функциональным состоянием, когда требуется страховка-поддержка с обеих сторон или, когда пациент страхуется «сверху» - обязательно должен быть третий человек для страховки. Таким человеком может быть кто-то из родителей.
В своей практике мы привлекаем родителей для участия в занятиях. Потому что на первом этапе это нужно для лучшей адаптации ребенка к новому месту, лошади, инструкторам.
Совместная работа с иппотерапевтом во время занятий помогает родителям находить решения во взаимодействии с ребенком, получать необходимые рекомендации, оценивать динамику психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы его развития.
Важно, что в процессе проведения занятий родители могут составить себе ясное представление о предстоящих коррекционных мероприятиях и имеют возможность задать иппотерапевту интересующие их вопросы о целесообразности применения упражнения, его направленности, общей цели занятия и его последовательности и др.
В определенных случаях иппотерапевт может рекомендовать родителям не присутствовать на занятии иппотерапии. Это обусловлено специфической реакцией ребенка на присутствие близких в стрессовой ситуации. С другой стороны родитель может неадекватно реагировать на неудачи своего ребенка во время занятия, делать резкие замечания, унижающие достоинство ребенка.
Мы надеемся, что эти рекомендации будут полезны для Вас и помогут Вам избежать возможных неприятностей, сделают занятия по иппотерапии приятными и, главное, эффективными.
Список литературы:
1. Адаптивная(реабилитационная) верховая езда. Учебное пособие университета Paris-Nord.- М., 2003.
2. Джосвик Ф., Китредж М. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде.- М., 2000.
3. Ионатамишвили Н. Педагогические основы райттерапии при детских церебральных параличах. Автореферат.- Тбилиси, 2004.
4. Лория М.Ш., Цверава Д.М. Лечебная верховая езда в системе медицинской реабилитации. 3 Всесоюзный съезд по ЛФК и СМ.- Ростов на Дону, 1987.
5. Прушинская Е. Иппотерапия, в чем ее специфика и какие возможности она несет. Материалы 1 Уральского международного иппотерапевтического семинара.- Челябинск, 2-3 мая 2006г.
6. Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. – С-Петербург, 2001..
7. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. – М,2000.
Материал подготовлен для 1-ой международной конференции
"Дельфино- и анималотерапия", г. Одесса
Глава из методического пособия «Иппотерапия. Практические советы для родителей »
Автор: Симарова Елена руководитель иппоцентра «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН» Украина, г. Николаев
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Статьи
Книги
Данные файлы представлены исключительно в ознакомительных целях.Публикация книг на данном сайте не преследует никакой коммерческой выгоды.... |
|
Художественная литература
|
|
Шутки, анекдоты, приколы
|
|
Игры
|
|
Песни про лошадей
|