Правильная обувь очень важна при езде верхом, поскольку предотвращает проскальзывание ноги в стремя или застревание ее в стремени при падении. Не следует ездить в кроссовках, тапочках, туфлях или босоножках, а также в обуви с рифленым протектором.
Сапоги.
Наиболее подходящая обувь для верховой езды - это достаточно узконосые сапоги на тонкой гладкой подошве и с небольшим (до 2см), но четко обозначенным каблуком. Желательно иметь высокие, заканчивающиеся под коленом сапоги, изготовленные из мягкой кожи, хорошо облегающие ноги. Такие сапоги позволяют "чувствовать" лошадь ногами и более правильно передавать команды. Некоторые сапоги для удобства снимания имеют сзади молнию. Наиболее известные фирмы, производящие качественные (и дорогие) кожаные сапоги для ВЕ - Cavallo, Konigs (цены от 10тр). Также сапоги бывают отечественного и беларусского производства. У нас в городе можно сшить сапоги на заказ на химмаше, отзывы о них слышала хорошие.
Зимние сапоги бывают и кожаные на меху, и из современных термоматериалов (в первую очередь производства Mountain Horse, см картинку в заголовке статьи), а также так называемые термобуты, они самые дешевые из зимних сапог и их выпускает множество фирм. Довольно симпатичные образцы есть у HKM, USG, Steeds, Eque-Theme.
Можно подобрать что-то подходящее и просто в обувных магазинах. Сейчас в моде стиль одежды "как для верховой езды". (Иногда идешь по улице, и чувство, что у половины идущих девушек лошадь за углом привязана.)
Обратное не получится. По отзывам ходить в правильных сапогах для ВЕ по земле примерно также удобно как и в горнолыжных ботинках. Но утверждать не возьмусь, не пробовала. Совсем другое дело - в седле! В сапогах для ВЕ предусмотрены различные антискользящие покрытия на месте стремени, антишоковые вставки в подошве и прочие, вероятно приятные, вещи.
Подбор подходящих сапог для ВЕ - дело невероятно увлекательное. Ведь если у обычной обуви один размер - ваш размер ноги. То у сапог для ВЕ их минимум три. Размер ноги, объем голени и высота сапога. Также может учитываться обхват самой узкой части ноги и еще какие-нибудь мерки. Снимаются мерки по-разному у каждой из фирм. Но инструкции есть, и это вполне реально - выяснить свой размер сапог даже до примерки.
Сапоги из пластика внешне похожи на кожаные, но цена на них намного ниже. Однако они не пропускают воздух, отчего ноги в них потеют.
Ботинки.
Начинающему всаднику совсем необязательно запасаться дорогими кожаными сапогами, можно ограничиться жесткими ботинками
на плоской подошве с небольшим каблуком. При этом желательно , чтобы у
них был гладким и верх - без выступающих креплений шнуровки и без пряжек. Кроме того, ботинки легче одеваются и занимают гораздо меньше места в сумке. И ходить по конюшне в ботинках легче, чем в сапогах до колена. Краги сдернул, шнурки подраспустил - и хорошо.
Однако, ездить просто в ботинках неудобно, поэтому к ним нужны краги.
Краги.
Краги (из кожи или замши) напоминают голенища сапог, и
имеют сбоку молнию или пряжки. Они одеваются сверху на ботинки и служат
для защиты внутренней поверхности ноги от потертостей. Случается, что всадники в кровь стирают голени путлищами. Краги помогают сохранить ноги целыми. Также они защищают
от грязи и комаров. Кроме того, краги держат низ штанины и она не задирается об седло к колену и не крутится вокруг ноги. Краги удобны тем, что их можно использовать
в любой сезон, поскольку объем голени регулируется в зависимости от
типа брюк - зимних или летних. Краги бывают мягкие и жесткие. Мягкие легче подобрать и приятнее носить. Они дешевле. Жесткие некоторым нравятся именно при езде верхом. Краги из искуственных материалов, самые дешевые, часто их можно стирать в машинке. Синтетические краги могут быть любых цветов, хоть голубые с лошадками.
Краги используются в повседневной верховой езде, выступать в них на официальных спортивных соревнованиях, скажем, по выездке запрещается. В соревнованиях по конкуру и троеборью можно выступать в крагах черного цвета.
Измеряются краги по объему голени в самой широкой части (30-33 см у детей, 35-40 у взрослых) и высоте по заднему шву до сгиба под коленкой. Наиболее универсальны краги на пряжках, они подойдут при очень разной толщине ноги. Они чаще встречаются отечественного или беларусского производства. Буржуйские краги обычно на молнии и с резинкой сзади. Мне симпатичны краги английской фирмы Tuffa. Впрочем, краги производит очень много фирм, есть из чего выбрать.
Кроме краг буржуи используют и другие приспособления чтоб удержать штанину в ровном положении во время всего времени езды. Во-первых, вместо краг можно одевать длинные гольфы до колена сверху на бриджи. Они успешно зафиксируют штанину.
Хорошие бриджи имеют липучки по низу штанины, которые можно плотно застегнуть и штанина также не будет ерзать. Другие штаны для верховой езды, назовем их просто "брюки для верховой езды", по-иностранному - jodhpurs, или pull on breeches, они натягиваются поверх ботинок и идеальны для езды в ботинках и крагах. А при езде без краг их фиксируют специальными ленточками - одна ленточка под пяткой и одна застегивается под коленом.
Стремена.
Но это еще не все. Теперь вернемся к тому, с чего начинался разговор. Безопасная обувь для ВЕ "предотвращает проскальзывание ноги в стремя или застревание ее в стремени при падении". Совершенно понятно, что проблему застревания ноги в стремени можно решать не только со стороны обуви. Но и со стороны стремени. Действительно, сейчас выпускается масса безопасных стремян, которые расстегиваются при падении всадника и нога в них не застревает. Абсолютно все седла, современные, да и не очень - тоже, снабжены расстегивающимся замком крепления путлищ - шнеллером. А кроме того, не все обращали внимание, но стремена выпускаются разных размеров. Детские 10 см. Женские 11 см. И большие мужские 12 см. Чаще всего используют стремена 12 см как наиболее универсальные. И действительно, детская или небольшая женская нога может войти в такое стремя целиком и там застрять. А попробуйте взять стремя 11 см и просунуть туда ногу целиком, с пяткой, да в ботинке до застревания?.. К слову, стремена стоят дешевле ботинок )
Ну и в конце посмотрим на современное решение проблемы обуви и стремян. Оно очень похоже на то, которым сейчас пользуются велосипедисты. Называется freejump system. И выглядит так:
Узнаете этого человека? Это Людгер Бербаум. Посмотрите на стремена:
P.S. Все вышесказаное ИМХО, замечаниям и критике текста буду только рада.
Комментарии
Вт, 06 марта 2012, 17:48:10 Ответить
Ср, 17 марта 2010, 19:58:08 Ответить
Ср, 17 марта 2010, 20:47:43 Ответить