Статья: "Самый резвый ипподром"
В России появился самый резвый ипподром, которому в августе исполнилось 8 лет. Не удивительно, что построили его в Казани – в Татарстане лошадей почитают не меньше, чем людей. Ипподром открыли в дни празднования тысячелетия Казани, и уже через два с небольшим месяца после открытия лошади показали на нем самую лучшую резвость в России. Конечно, это были отборные скакуны, которые буквально летели над скаковыми дорожками. Но помогало им великолепное покрытию дорожек, которое впервые создали российские технологи из компании «Вистекс».
Покрытие решает все
Сделать хорошее покрытие для скаковых дорожек и конкурных полей – задачка посложнее, чем сделать хорошую скоростную дорогу. Ведь по дорогам ездят железные автомобили, а по ипподрому бегают лошади на тонких и хрупких ногах. Если покрытие слишком жесткое, то из-за ударной нагрузки лошади травмируют суставы и ломают ноги. Вот почему нельзя заставлять их бегать по асфальтовым дорогам. Если грунт слишком мягкий, то есть, нет отдачи, копыто увязает и страдают связки, которые начинают опухать и болеть. Лошадь выходит из строя. Здесь, как и в любом деле, нужна золотая середина.
Интересно, что стандартов на жесткость такого покрытия в мире до сих пор нет. Его оценивают субъективно. Тренеры, судьи и жокеи мнут грунт в руках, прыгают на нам и выдают заключение – грунт плохой, на таком соревнования проводить не будем. Все в один голос говорят, что нужно разработать единые критерии для грунта. Но их пока нет. И все-таки негласное требование коневоды сформулировали. Игорь Львович Коган, известный ветеринар по коневодству (я точно незнаю как будет его должность называться-мне представили его как главного ветеринара по коневодству РФ) , считает, что «хороший грунт – это когда копыто лошади при нагрузке не тонет более чем на 2–2,5 см. Таким же должно быть смещение грунта на вираже, чтобы копыта не скользили и не увязали. Иначе травмы неизбежны».
Однако требования диктуют не только лошади. Не будем забывать, что ипподром – это место для зрелищ. Если покрытие плохое, то прекрасное шоу закроют клубы пыли, которая к тому же будет забивать носы лошадям и жокеям. А если вдруг пойдет дождь во время соревнований? Хорошее покрытие должно беспрепятственно пропускать воду, чтобы на дорожках не стояли лужи и чтобы через пять минут после дождя было сухо и можно было продолжить скачки. И, конечно же, покрытие должно быть простым в обслуживании и долговечным, то есть не менять своих свойств при перепаде температуры. Для Казани, где зимы холодные, а лето жаркое, это более чем актуально.
Покрытие должно быть российским !
К моменту строительства казанского ипподрома в России не было никаких разработок ипподромного грунта, да и вообще, в России отсутствовал, в целом, опыт проектирования и строительства ипподромного комплекса мирового класса. Поэтому Рашиту Рахиповичу Шайхутдинову, генеральному директору ОАО «Татспиртпрома», который отвечал за строительство ипподрома, пришлось объехать все известные и лучшие ипподромы мира, вести переговоры со многими компаниями , в том числе со всемирно известной английской фирмой «Мартин Коллинз». Покрытия от «Мартин Коллинз» лежат на скаковых дорожках и конкурных полях многих ипподромов Европы. Понятно, что услуги этой компании стоят дорого. Но мало того, что дорого, все компоненты для покрытия должны были быть изготовлены в России и поставлены в кратчайшие сроки. Англичанам оставалось только сварить на месте состав и уложить на ипподроме.
Поставщика компонентов грунта – компанию «Вистекс» – Р.Р.Шайхутдинов нашел и пригласил ее директора, кандидата химических наук Фаниса Ризаевича Алимова, на переговоры. Выбор этой компании был не случаен. ЗАО ХК « Вистекс» занимается производством геотекстильных материалов, линолеума, переработкой и производством резиновой крошки и переработкой химических волокон. Компания постоянно занимается инновационными технологиями в области композиционных и полимерных материалов Да и завод, где перерабатывали резинотехнические изделия, располагается недалеко от Казани, в г. Канаш. Так что в смысле поставок все складывалось удачно.
А вот разговор закончился неожиданно. «Неужели мы в России не можем сделать грунт для ипподрома? – возмущался Р.Р.Шайхутдинов. – Почему деньги должны уходить западной компании? Я хочу, чтобы на ипподроме в Казани лежало российское покрытие. И чтобы оно было лучшим в Европе. Сделаете?» Наверное, Фанис Алимов, который до этого момента никогда не имел дело с ипподромными грунтами, зажмурился от неожиданности. Но задача была интересной, даже патриотической. «В России коневодство непременно будет возрождаться, сделаете хороший грунт здесь, непременно истинные ценители скачок захотят иметь такой же у себя. Для Вас это- новое направление бизнеса.- продолжил Рашит Шайхутдинов.» Не согласиться с ним было невозможно.
А дальше началась бешеная работа. Разговор состоялся в конце апреля, в начале августе ипподром должен был открыться для первых торжественных скачек, а никакого российского покрытия, то есть его образцов, пока что не было и в помине. Алексей Валентинович Мелиоранский, ведущий специалист компании, буквально ночевал в лаборатории. Для начала здесь тщательно проанализировали состав импортных покрытий. Затем, исходя из сырьевых возможностей, создали свою рецептуру с российской изюминкой и начали варить образцы. Каждый два-три дня в начале мая модельные образцы отвозили в Казань, чтобы показать специалистам, измеряли их упруго-деформационные свойства. Каждый следующий образец приближался к оптимуму, и на десятой попытке он был достигнут.
Когда модельный образец был утвержден, стали подбирать оборудование, заключать контракты с подрядчиками. Ведь грунт надо было варить рядом с Казанью, чтобы быстро доставлять его на место. Уже в конце мая начали завозить сырье, а в июле большие самосвалы с грунтом потянулись к ипподрому, где его немедленно укладывали на дорожки. За месяц изготовили 20 тысяч тонн грунта, который уложили за неделю почти на 100 тыс. квадратных метрах ипподрома. Это был своего рода рекорд для технологического мира. А главное, несмотря на сумасшедшую гонку, грунт получился то, что надо, и даже лучше. Международные эксперты, приглядывавшие за строительством ипподрома, чтобы его сертифицировать в соответствии с международными правилами, признали, что грунт выше всяких похвал. Признали это и лошади: на покрытии российского производства они стали бегать еще быстрее. Российское покрытие обошлось заказчикам в несколько раз дешевле английского.
Слоеный пирог
Скаковая дорожка напоминает слоеный пирог. Как и у хорошего автобана, в ней чередуются слои песка с дренажными трубами и слои гравия разного размера. Завершает конструкцию выравнивающий слой пористого асфальта и ипподромный грунт (см. рисунок). Его состав незамысловат. Во-первых, это сухой кварцевый песок определенной дисперсности. Обычный песок не подходит – в нем много карбонатов и глины, которые будут образовывать уплотнения. Второй компонент – полимерные синтетические волокна и резиновая крошка. Они делают грунт упругим и эластичным. И, наконец, пластификатор-модификатор из парафинов, кремнеорганики и воска, который связывает все компоненты грунта. Именно этот компонент – российское ноу-хау.
Создание новых композиционных материалов сродни кулинарии, в которой успех определяют детали: влажность и дисперсность компонентов, их соотношение и порядок смешивания, температурный режим. У химиков и технологов это называется "чувством вещества". В данном случае успех обеспечили парафины и воск с кремнеорганикой, чей углеводородный состав был подобран с особой тщательностью и вскоре запатентован. Углеводороды играют здесь роль пластификатора и модификатора поверхности. Они скрепляют компоненты грунта в единое целое и обеспечивают необходимую упругость и эластичность композиции.
Кварцевый песок брали из карьера под Ульяновском. Конечно, пока его везли, в него попадал мусор. Поэтому на месте песок пропускали через грохоты и подсушивали – в том году лето было дождливым. Смесь парафинов и воска с кремнеорганикой готовили на химическом заводе и везли на место в специальных автомобильных термосах. Резиновую крошку и полимерные синтетические волокна привозили из г.Канаш, где находится завод «Полимерстройматериалы» компании «Вистекс». Об этих синтетических волокнах стоит поговорить отдельно.
На заводе в Канаше производят нетканые материалы из химических волокон, линолеум и перерабатывают резинотехнические изделия. Оказалось, что эти материалы, перемолотые до определенной дисперсности и обработанные соответствующим образом, – отличный наполнитель для грунта. Конечно, приходилось установить дополнительно специальные виды дробилок и переналаживать производство.
Грунт «варили» в бетономешалке, куда загружали очищенный и просушенный кварцевый песок при температуре 50-60 С, подготовленные полимерные волокнистые материалы и резиновую крошку. Сюда же по форсункам впрыскивали смесь парафинов и воска. Получалась светло-серая масса, по консистенции похожая на горячий асфальт. Его доставляли на самосвалах на ипподром и сразу же укладывали на подготовленные многослойные дорожки. Теплый грунт, а его температура в этот момент составляла 40-50 С, утрамбовывали с помощью катков так, чтобы толщина покрытия составляла 15 см. Свежее покрытие было достаточно мягким – на нем оставались следы от ботинок. Но за несколько дней он схватывался, дозревал и, в конце концов, получалось то, что нужно, достаточно твердое и упругое, – копыто лошади погружалось точно на 2,2–2,5 см.
Специалисты называют этот грунт вощенным благодаря парафинам, воску и кремнеорганики, на долю которых приходится 5-15%. Они играют роль поверхностно-структурного модификатора. Поэтому, меняя состав углеводородов, можно делать покрытия с совершенно разными свойствами. В данном случае грунт строго соответствовал негласным критериям коневодов. Но не только им. Покрытие выдерживает перепад температуры от минус 50о до плюс 65о. Оно не задерживает воду, если случится дождь, и его не требуется поливать. Представляете, какая экономия воды, если бы пришлось регулярно поливать около 100 тысяч квадратных метров? Грунт не пылит, а главное – за ним легко ухаживать. Весь уход – это пробежаться мини культиватором по дорожкам, чтобы выровнять поверхность. Потребуется всего 5–7 минут, так что это можно сделать между забегами.
Покрытие будет служить не менее 15 лет. Первый год разработчики держали ипподром под авторским надзором – приезжали осенью, зимой и весной и смотрели, что происходит с грунтом при разных температурах и погодных условиях. Ничего не происходит. Стоит, как вкопанный. Даже в «Мартин Коллинз» признали, что, похоже, теперь им в России делать нечего.
А уже ранней весною на ипподроме Казани начались скачки. Недаром грунт называется всепогодным!
Если у вас появились вопросы, обращайтесь ЗАО ХК «Вистекс» по адресу: Московская обл., Ногинский р-он, п. Кудиново, ул. Центральная 23, гл. специалист - Ф.Р. Алимов - +7-495-518-48-32
Комментарии
Пн, 03 марта 2014, 06:00:16 Ответить